Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких
движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития
дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка
здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания,
памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень
развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры
головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени
развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а
значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- Не способны провести прямую
линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность
формирования правильной траектории движений при выполнении графического
элемента (цифры, геометрические фигуры).
- Не испытывают желания рисовать,
лепить, заниматься ручным трудом.
- В школе имеют очень медленный
темп письма.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают
дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже
переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти
и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора
(дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие
дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка,
умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того
нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу
письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для
работы соответствующих анализаторов.
Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук
предлагаются разнообразные методические приемы
1. Пальчиковая гимнастика
2. Пальчиковые игры
3. Система игровых упражнений и др.
Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с
дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет
детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками
рисования, можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон
тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного
движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во
время рисования.
Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.
- Использование нетрадиционных техник рисования
является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук,
что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры
головного мозга.
- В нетрадиционных техниках рисования используют
необычные сочетания материалов и инструментов.
- Технология выполнения таких работ интересна и
доступна как взрослому, так и ребенку.
- Нестандартные подходы к организации
изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.
- Нестандартные способы рисования помогают
воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое
начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании
необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше
ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и
изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли,
который «питает» мозг ребёнка.
Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по
возрастным группам:
Младший дошкольный возраст
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови;
- тычок жёсткой полусухой кистью.
Старший и подготовительный возраст
- «ладонная» техника;
- рисование поролоновым тампоном;
- оттиск печаткой из ластика;
- фотокопия – рисование свечой;
- отпечатки листьев.
- кляксография обычная и трубочкой;
- монотопия предметная и пейзажная;
- печать по трафарету;
- раздувание краски;
- расчёсывание краски;
- рисование нитками;
- рисование солью;
- батик (рисование по ткани) и другие.
Хочется остановить подробнее на нескольких нестандартных техниках.
ПЕЧАТКА.
В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для
этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой
ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она
возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для
руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные
композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.
Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую
морковь, разрезать её пополам вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить
пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём
печатать.
ПОРОЛОН.
Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать
краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники
очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность
пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных
композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.
Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой,
печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.
Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном
картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому
силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным
носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части
отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером.
Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки
приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.
Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ
ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с
разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают
гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают,
получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые
решил обратиться к технике печатания природными материалами - при печати листьями
следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче
ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Итак, Вы видите, что заданий и упражнений, направленных на
развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить
фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение,
желание и возможности. И главное набраться терпения! Умелыми пальцы станут не
сразу, но обязательно станут!