Возрастные особенности детей подготовительной
группы (6-7лет)
Старший
дошкольный возраст —период познания мира человеческих
отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни— обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис семи лет называют периодом рождения социального я ребенка.
В этом возрасте ваш
ребенок:
Практически готов к расширению своего микромира, если
он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в
состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые
будут предъявлены ему в школе. Происходит и кардинальное изменение его
самооценки. Если в 5 - 6 лет детям свойственно только положительное отношение к
себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и
дифференцированной. Постепенно социализируется, то есть адаптируется к
социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой
эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и
может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок. Способен
сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той,
которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые
входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но
произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда
легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается
от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему
взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность
ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью,
а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться
на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность
формируется именно к семи годам. Очень ориентирован на внешнюю оценку.
Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой
собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период
ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему
надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции
на свое новое поведение.
В поведении родителей по
отношению к детям возможны две крайние стратегии:
Запрет и вседозволенность. В первом случае ребенок лишается возможности
реально сделать что-то, оценить свои возможности, а, следовательно,
развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже
приводит к негативным результатам. Таким
образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Чему бы ни
учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий,
приобретать уверенность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он будет
успешным. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила
(ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком
много, и они должны быть гибкими.
Вам как его родителям
важно:
·
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к
школьной обстановке, выберите для него максимально подходящую к его типу
личности школу. По возможности предварительно выясните уровень требований и
специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
·
Не торопитесь с походом в школу, если вы
замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над
познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте,
выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение
вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разных групп по подготовке к
школе.
·
Выстроите режим дня для ребенка таким
образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Помните, что
познавательная мотивация именно в этом возрасте быстрее всего истребляется
скукой и принуждением. Познавательный процесс должен быть для ребенка
интересным и увлекательным.
Помните,
что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность
выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать
ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от
избыточного контроля и опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для
профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то,
с чем он может справиться сам. Пересмотрите свои требования, постепенно
расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его
собственному усмотрению или желанию. Не следует вмешиваться в дело, которым занят
ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя
заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий
(или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться
·
В этом возрасте уже возможны словесные
формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания.
Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое
мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на поведение ребенка. При негативизме
следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку,
почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко
сказать: «Так принято» или «Такнадо».
·
Границы, которые вы устанавливаете для
ребенка, - это не прутья клетки. Ребенку нужно знать о том, что они существуют
и где они находятся. Но он не должен натыкаться на них при любой попытке
сделать шаг.
·
Любые ваши оценки в адрес ребенка создают его
представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки
родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка
окажется неадекватной (заниженной или завышенной). По возможности не оценивайте
самого ребенка, а оценивайте лишь его действие или поступок.
·
Спрашивайте мнение самого ребенка о
результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка
тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность
создает мотивацию к успеху, в противовес мотивации избегания неудач.
·
Таким образом, старайтесь дифференцировать
свое поведение, эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи,
но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в
изменяющихся условиях жизни.
Дайте подрастающему ребенку возможность учиться —и ему
некогда и незачем станет бороться с вами.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о
себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается
избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения
дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно
играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не
дерётся» и т. п.). Общение детейстановится менее ситуативным. Они
охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д.
Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам
друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой
идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества,
особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности,
профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики
опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки
- на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка
5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения,
преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на
позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место
начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто
пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести
тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети
объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на
правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда
наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем
согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает
ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок
хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой
ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные
движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через
небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз
подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.
Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься
физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком
небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более
высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети
практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые
из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать
бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим
запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей
активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются:
ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и
тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от
друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство;
раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот;
рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали,
похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё
не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо
усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие
события).
Внимание детей становится
более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным,
но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста
уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым
(отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке
изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется
не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже
могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут
выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное
мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с
использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению
дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить
необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными.
Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко
может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет
ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённыепоследствия
собственных действий и поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой
правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых,
дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной
выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно,
способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации
(громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы,
оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно
пополняется существительными, обозначающими названия профессий,
социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.
д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных
профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых
сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики:
несклоняемые существительные, существительные множественного числа в
родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к
звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги,
осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в
описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя,
его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6
лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с
проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей
страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему
доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов,
работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских
симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена
родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия
художественных произведений дети эмоционально откликаются на те
произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения,
различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и
внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более
осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и
сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой
изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники
изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской
(концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной
точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых
оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка,
накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по
контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска
глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места
соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы
с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами:
дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько
треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники;
создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные
композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но
уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.
Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу
в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно
развиваются планирование и самооценивание трудовой
деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно,
быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного
труда.
ВНИМАНИЕ
– ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать
как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия
воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её
замысел и сюжет.
Три года — это
возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка
с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью,
малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные
потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у
вашего ребенка:
• Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. • Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. • Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. • Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. • Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) . 4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. 6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами. 5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки. 6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза, 8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный. 11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). 3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д. 4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета. 5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.) 6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки. 7. Ребенок может знать свое имя и фамилию. 8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных. 2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела). 3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза). 4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. 5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. 6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь. 7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1.Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек). 2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу. 3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии. 4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки. 5. Ребенок может знать основные правила гигиены.
Вам как его родителям
важно:
• С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным. • Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались. • Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира. • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи. • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями. • Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения. • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы. |
Хорошо управляет своим телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах. Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и движениям – прыгает с высоты, кувыркается, лазает на лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде. Он превращается в маленького скалолаза, потому что научился ловко забираться на все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.
| |
| |
| |
| |
| |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.
Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Социальное развитие:
· дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
· хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
· способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
· стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
· тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
· дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
· они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
· ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
· они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
· способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
· дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
· способны к простейшему звуковому анализу слов,
· обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
· грамматически правильно строят предложения,
· умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
· свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
· способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
· способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
· дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
· они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
· с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
· имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
· шестилетки способны к произвольному вниманию, одна ко устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
· количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
· преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,
· дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),
· способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
· наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление,
· доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
· способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
· способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.),
· способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
· способны мысленно находить часть от целой фигуры, до страивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
· способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
· способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
· способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
· дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
· способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
· способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
· способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
· способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
· способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
· способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
· самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
· не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
· интерес к новым видам деятельности;
· интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
· проявляют познавательные интересы;
· устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
· способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),
· способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: не усидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не толь ко родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо де лает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. По чаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.
В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий