Пандемия коронавируса COVID-19
вызывает в меньшей или большей степени смятение и страх у
всех людей. Детям сложнее чем взрослым понять происходящее и отличить
достоверную информацию от ложной. Задача родителей в
том, чтобы помочь в этом своим детям.
Психологи центра Innove Rajaleidja Биргит Тито и Эвелин Таэль, а также
главный специалист психологии Катри Виитпоом дают практический совет о том, как
поговорить с ребёнком о коронавирусе.
·
Нет смысла скрывать от ребёнка то, что происходит мире.
Дети всё равно услышат это – по телевизору, по радио, от других взрослых или
детей, заметив тревогу или разговор родителей. Лучше в домашних условиях
удовлетворить любопытство ребёнка, повысить осведомленность и уменьшить беспокойство.
·
Дети по-разному реагируют на тревожные события – кто-то шутит и
радуется выходным дням, кто-то беспокоится из-за боязни заболеть или умереть.
Одни дети становятся капризными, другие становятся необщительными, третьи
становятся чрезмерно энергичными. Тем не менее, при данных событиях все дети
нуждаются в поддержке и разъяснении своих родителей.
·
Информация о коронавирусе, предоставляемая ребёнку, должна быть достоверной,
конкретной и соответствующей возрасту. Разговаривать нужно спокойно
и ободряюще. Например, мы можем объяснить: В мире очень много вирусов, и
иногда мы заболеваем при воздействии некоторых вирусов. Как правило, вирусы
вызывают, к примеру, кашель, насморк, высокую температуру и недомогание. Наше
тело способно бороться с вирусами, и в большинстве случаев мы вскоре
выздоравливаем. О текущем распространении коронавируса так много говорят,
потому что он быстро распространяется по всему миру и является совершенно
новым. Против этого вируса ещё не изобретено лекарство или вакцина. Избегайте
спекуляций, теорий заговора и лишних деталей в разговоре с ребёнком, так как
они могут его запутать и напугать.
·
Если ребёнок тревожный, то сначала мы можем ребёнка выслушать.
Пусть он расскажет о том, что он слышал в детском саду, школе или от друзей,
что его беспокоит, чего он боится.
·
Затем мы можем подкорректировать знания ребёнка. Например,
ребёнок, возможно, слышал, что многие бабушки и дедушки умирают, или о том,
что, если школу закроют, то ребёнок безнадёжно отстанет в учёбе. Мы можем
успокоить ребёнка фактами, которые нам известны на данный момент: Сейчас ещё
никто в Эстонии не умер из-за коронавируса, и у нас нет оснований бояться, что
с кем-то в нашей семье случится что-то плохое. Мы можем этому способствовать,
если будем правильно мыть руки, соблюдать чистоту, оставаться вместе дома и
отдыхать. Когда школа закрыта, мы будем учиться дома, учителя будут обучать нас
по компьютеру.
·
Правило кулака гласит: если ребёнок умеет спрашивать, то он готов к ответу.
Поэтому обязательно отвечайте на все вопросы, не игнорируйте и не
обманывайте, но отвечайте на уровне соответствующего возраста.
·
Ребёнок может спросить, что такое коронавирус. Описание коронавируса
можно объяснить ребёнку простыми словами, что это микроб, который при попадании
внутрь человека может вызвать плохое самочувствие. Вы вместе можете вспомнить,
как когда-то раньше предыдущий вирус повлиял на самочувствие ребёнка или когда
болел какой-то друг, и объяснить, что примерно то же самое может случиться с
коронавирусом. К этому можно добавить, что у некоторых людей появляется высокая
температура и кашель, некоторые просто чувствуют себя немного больными и
уставшими, а у некоторых появляется сильный кашель, из-за которого им
становится трудно дышать. Важно заметить, как много информации достаточно
ребёнку, и в какой момент информация становится слишком подробной или сложной.
·
Если ребёнок хочет знать, как распространяется
коронавирус, можно сказать, что, когда человек чихает или кашляет, из него вылетают
микробы. Здоровый человек может заболеть, если эти микробы каким-то образом
попадут в него. Поскольку эти микробы могут попасть нам на руки, то очень важно
мыть руки, чтобы микробы не попали к нам внутрь при еде или при прикосновении
руками к лицу.
·
Если ребёнок спрашивает, убивает ли коронавирус, можно отметить, что,
как при других заболеваниях, так и при коронавирусе некоторые люди умирают,
однако тех, кто выздоровел гораздо больше. Врачи проводят огромную работу, для
того, чтобы заболевшие люди выздоровели.
·
Ребёнок получает поддержку, когда разговор фокусируется на
определённых правилах, которые ребёнок может сам создать для себя и
своей семьи. Например, вы можете обговорить, как и когда мыть руки. Обязательно
покажите свой пример поддержания правил гигиены. Если в детском саду или школе
введены новые правила, их тоже обсудите дома.
·
Родители могут ограничить доступ ребёнка к новостям и спекуляциям в
СМИ и интернете. Постоянное отслеживание распространения вируса, числа и
места заражения слишком обременительно для ребёнка, а быстро меняющаяся и
отличающаяся по содержанию информация, трудно воспринимаема для ребёнка.
·
Мы можем показать пример детям, если сами будем оставаться
внешне спокойными. Детская тревога часто связана с родительской тревогой.
Когда родители много говорят о коронавирусе очень тревожным тоном, постоянно
поднимая тему и проверяя новости, ребёнок тоже становится тревожным. Поскольку
взрослые способны контролировать свои чувства лучше, чем дети, роль родителя
заключается в том, чтобы следить за своими эмоциями и поведением и создавать
домашнюю обстановку, в которой все члены семьи могут отдохнуть от своих
переживаний. Понятно, что неопределенные ситуации также пугают взрослых и
усугубляют проблемы с психическим здоровьем. Если собственные эмоции взрослого
настолько сильны, что он не может сохранять спокойствие перед ребёнком,
рекомендуется использовать приёмы психологической самопомощи перед тем, как
поговорить с ребёнком, а также по возможности проконсультироваться со
специалистом душевного здоровья.
·
В случае всевозможных беспокойств, тревожных новостей и неспокойных времён,
детям помогает большое внимание со стороны родителя, когда они могут проводить
больше времени вместе со своими родителем. У более младших
детей, лёгкие страхи смягчаются совместными играми, творческими действиями и
симуляциями, которые могут ребёнка рассмешить.
·
Если вашему ребёнку необходимо оставаться дома, не посещая школу или
детский сад, постарайтесь по возможности максимально сохранить свой
обычный распорядок дня – например, есть, мыться, читать, спать в
обычное время. Рутина создает чувство безопасности у детей.
·
В то же время, уменьшая беспокойство за себя и своих детей, взрослый
обязан нести ответственность за безопасность своего ребёнка.
Это означает быть в курсе указаний, данных государственными органами, школами
или детскими садами, и обеспечивать их соблюдение. Если школа ребёнка находится
в изоляции, родители обязаны обеспечить, чтобы ребёнок действительно оставался
дома. Если появляются симптомы коронавируса, следует остаться дома, вызвать
скорую помощь и обязательно сообщить об этом в детский сад или школу.
Важно не создавать страх и панику, а подчёркивать в своих беседах и
предостережениях то, что все люди могут сделать, для того чтобы не заразиться
или не заразить других.